ГЛАВНАЯ  / ВЫСТАВКИ

«ПО ПУТИ "ФРАМА"»

ПО ПУТИ ФРАМА

ОТКРЫТА В ОКТЯБРЕ 2018 ГОДА

Выставка «По пути „Фрама”» посвящена истории выдающихся дрейфов судов в Центральной Арктике. Анализируя дрейф остатков шхуны «Жанетта», трагически погибшей в попытке достижения Северного полюса, великий норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен в 1880-х годах разработал план проникновения в те времена недоступную область Земного шара — приполюсный район Северного полушания. Судно «Фрам», построенное специально для этой экспедиции, было вморожено в лед в 1893 году и в течение трех лет прошло вместе с дрейфующими льда через центральный район Северного Ледовитого океана. На выставке представлены модель «Фрама», прижизненные издания книг Нансена, предметы нумизматики, выпущенные в честь этой экспедиции.

В 1918 году повторить поход Нансена решил еще один выдающийся норвежский полярный исследователь — Руал Амундсен, однако эта экспедиция была намного менее успешной. Шхуне «Мод» не удалось выйти в центральный район Арктики. Ее дрейф проходил по акватории Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых. Тем не менее, научный вклад экспедиции на «Мод» в исследование Арктики оказался весьма ценным. На выставке представлены предметы экипировки участников экспедиции, документы, а также памятный знак, установленный участниками экспедиции на мысе Челюскин.

К выдающимся событиям истории освоения Арктики, несомненно, относится дрейф ледокольного парохода «Г. Седов» в 1937—1940 гг. 15 советских полярников в течение 812 дней вели комплексные научные исследования в неизученных районах Северного Ледовитого океана. Посетители смогут увидеть личные вещи, научные приборы, предметы быта участников великого дрейфа.

Интереснейшим событием Международного полярного года 2007/08 явилась международная экспедиция на яхте «Тара», которая повторила поход Нансена. Среди участников экспедиции были два наших соотечественника. На выставке представлены предметы экипировки радиста экспедиции В. Ф. Карасева.

Несмотря на то что в течение второй половины ХХ века приоритетным методом исследования центральной Арктики была работа дрейфующих станций «Северный полюс», уменьшение толщины ледяного покрова вновь поставило на повестку дня использование для проведения таких исследований вмороженных в лед судов или специальных ледовых платформ. В 2018 году Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и АО «Адмиралтейские верфи» заключили договор о проектировании и строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы «Северныйполюс». Эксплуатация этой платформы, которая по плану должна начаться в 2021 году, несомненно, откроет новый этап исследования центральной Арктики. Посетители выставки смогут увидеть модель платформы, любезно предоставленную АО «Адмиралтейские верфи».